Нашел интересную статью на тему 10 ошибок начинающего писателя и зачитался. С чем-то согласен, над чем-то задумался. Но один из безусовных аспектов "за" обеими ногами - это бесконечность.
Так же еще о всяких "бетах" (слово-то какое!), но об этом я выкладывать не стал. БЕСКОНЕЧНОСТЬ
Адвокат: Автор начинает изданную, ставшую популярной книгу продолжать, развивать, превращать в сагу или сериал, дописывать сиквелы, дописывать приквелы, дописывать - не к ночи будет помянуто - все, что только может быть прицеплено к книге спереди и сзади, с боков, снизу и сверху... И вот, спустя некоторое время, у него на полке стоит шесть книжек на данную тему, а седьмая - в типографии.
У этого метода есть свои бесспорные и несомненные плюсы.
продолжение Во-первых, быстрый рост популярности. Куча читателей счастлива, что не надо заново въезжать в материал абсолютно новой книги: а в продолжениях-предварениях имеются вполне узнаваемые вешки, облегчающие читательскую жизнь. Эти же читатели счастливы, что знакомые герои не погибают ни при каких обстоятельствах - ибо грядет очередное продолжение, сами понимаете. На первых порах такой подход дает достаточный рост продаваемости книг. Автор счастлив в свою очередь: у него выходят допечатки, формируется стабильный круг поклонников. "Похождения эльфа Клофелина в Малом Финалгонье" будут читать пять, шесть, семь томов подряд - без шуток, это действительно стабильный ареал читателей; они будут устраивать форумы, сообщества "Мы любим тебя", авторские сайты, ролевые игры, писать в рамках проекта свои фанфики (особенно если поступит предложение издать фанфики "на бумаге", под эгидой заветного авторского имени...) и так далее.
Хорошо? - да, безусловно.
Следующий плюс - узнаваемость декораций. Ленивому читателю, не в обиду будь сказано, только за счастье, когда нет ничего нового. Он заранее радостно знает: карта уже нарисована - тут эльфы-орки-гномы, тут космолеты-бластеры-десантники. Планета называется так-то, море - сяк-то, артефакт Предтеч - эдак. Замечательно. Почему у того же Сапковского длительное продолжение "Саги о Геральте" приняли на ура, а новую книгу принимают куда слабее, хотя она и написана, на наш взгляд, лучше? Написал бы еще две книги о Ведьмаке - и тираж подскочил бы вдвое. Об этом мы говорили с Анджеем летом, в Ниджице...
Следующий плюс - поощрение подобных действий издателем. Надо ли объяснять - почему?! Издатель счастлив. И благословляет душку-автора на героический труд. А добрые отношения с кормильцем - истинное благо.
Еще один плюс несомненный - упрощение работы. Знакомый материал, известный антураж, известные декорации, у автора все наработано-накатано, он характеры все помнит наизусть, структура языка изучена до мелочей... Здесь писатель действительно имеет ряд преимуществ, поддавшись на искушение бесконечностью.
Адвокат дьявола: Однако, естественно, у этого пункта есть и ряд очевидных недостатков. Однажды эта чудесная "бесконечность" становится зацикленной в хлам. Автор, как старик в маразм, впадает в собственные автоштампы; похождения героев идут хорошо если по легкой спирали, - а чаще по кругу, по одной-единственной схеме. Как правило, характеры персонажей не имеют развития; каким "орел степной, казак лихой" был в первой книге, таким он остается и во второй-третьей-десятой. Что бы с ним ни случалось - будь это великий воин, идущий напролом три тома подряд, или вор, похищающий файерболомет вторую тысячу страниц - герой остается неизменным.
Увы, это ведет к творческой деградации самого автора, увязшего в трясине штампов.
И вскоре это начинает приедаться читателю, который воспринимал тему "на ура" до четвертой-пятой-шестой книги - когда именно, зависит от таланта автора и его способности удерживаться на плаву. В конечном итоге тема выдыхается и срабатывает так называемый "закон протухания сериала". Если первая книга, иногда вторая, третья (в исключительно талантливых случаях до пяти-шести) - могут держаться приблизительно на одном уровне, то дальше уровень начинает катиться вниз.
Адвокат (слегка перепутав роль): Пять-шесть - нереально. Даже три малореально.
Адвокат дьявола: Извините! А Желязны и Асприн?!
Адвокат: Все пять книг Желязны об Амбере помещаются в один не очень толстый том. Да и первые пять реально хороших книг Асприна про "М.И.Ф." тоже того... невелики.
Адвокат дьявола: Хорошо. То есть, не очень-то хорошо, но продолжим...
Идет по ниспадающей и напряжение сюжета, и интрига, и придумки. Здесь нет полигона для развития авторской фантазии, средств языка и так далее, потому что если даже автор вдруг захочет поработать как следует с языком, это, скорее всего, либо не удастся ему, либо не примут читатели. Когда сериал написан в одной манере, которая вдруг начинает резко меняться, это разрушает саму концепцию сериала, вызывая отторжение у издателя и читателя. Поэтому, как правило, авторы на такие эксперименты не идут, а значит, сбоит система саморазвития. Падение литературного уровня отражается и непосредственно на творческих способностях писателя, и на чисто коммерческой продаваемости сериала.
Кстати, о коммерческом аспекте. Когда сериал достигает "точки протухания" и перехлестывает за нее, в большинстве случаев умный издатель, видя падение продаж, прекращает выпускать этот сериал. Автор же, увы, зациклился, написал еще одну-две книги, а пристроить их в другом месте... Кому нужна пятая или шестая книга сериала, напрямую связанная с предыдущими, - сериала, который к тому же "зарубило" другое издательство из-за плохой продаваемости?!
Адвокат: Поверьте, мы таких случаев знаем немало. Но давайте перейдем к искушению второму...
ссылка на полный текст: www.t-e-x-t.ru/write/write-005.html
@музыка:
Oomph! - Mitten ins Herz
@темы:
ВХХ,
книгочей,
зато в нас есть бродило,
шизофрения